Двигательные нарушения при заболеваниях нервной системы

Нарушения в сфере движения, приводят к уменьшению активности, что влияет на возможности человека узнавать мир. Привычный ритм жизни меняется, когда человек меньше двигается. В результате, из-за ограниченного социального взаимодействия, больные становятся замкнутыми, часто на этом фоне у них развиваются депрессивные состояния, что усугубляет инвалидизацию.

При нарушениях работы нервной системы двигательные расстройства развиваются довольно часто. Степень нарушения активности зависит от уровня повреждения и локализации воспаления. Оценивая расстройства такого типа, специалист учитывает патологические изменения, связанные с темпом, координацией и количеством шагов.

Принято разделять все нарушения, связанные с движением, на такие категории:

Уменьшение скорости и объема шагов называется «гипокинезией»;

• Если движения стали непроизвольными насильственными, то нарушения называют «гиперкинезией»;
  • Атаксия – это состояние, при котором нарушена координация;
  • Гиподинамией называется не только снижение активности, но также и силы сокращения мышц во время выполнения любых движений. В большинстве случаев это состояние проходит параллельно с гипокинезией.

Гипокинезия

Развивается такое состояние по причине нарушения пирамидного пути. Часто заболевание развивается на фоне парезов и параличей.

• Парез – это состояние, при котором уменьшается амплитуда или сила движений. Проявляется оно из-за нарушения иннервации в разных видах мышц. С греческого языка слово переводится как «расслабление».
  • Паралич – это сходное с парезом состояние, которое также происходит от греческого слова со значением «расслаблять». Расстройство сопровождается полным отсутствием движений в результате того же нарушения, как и в случае с парезом.

Предрасполагающими факторами для развития таких патологий могут быть центрального и периферического происхождения. Те, что имеют центральное происхождение, появляется в результате опухолей, отеков, тромбоза, в результате травмы и кровоизлияния в коре мозга, которая отвечает за движение.

Симптомами такого состояния являются:

• Гипертонус мышц выраженного характера;
  • Возникновение сопротивления во время пассивных движений;
  • Появление мышечных сокращений непроизвольного характера, усиление рефлексов в сухожилиях, а также возникновение зеркального отражения движения, которое появляется в другой конечности.

При периферических причинах возникновения нарушений предрасполагающими факторами являются:

• Приобретенные и врожденные заболевания головного мозга;
  • Механические травмы, которые влияют на двигательные нервы;
  • Перенесенные заболевания (ботулизм, миастения) приводят к нарушению передачи нервных импульсов;
  • Дегенеративные изменения мотонейронов, что случается при энцефалите, полиомиелите, склерозе.

Симптомами таких состояний являются:

• Снижение тонуса мышц;
  • Атрофия;
  • Частичная потеря рефлексов в сухожилиях и других частях тела;
  • Чрезмерное количество пассивных движений в месте паралича;
  • Дряблые мышцы – признак атрофии, которая прогрессирует.

Гиперкинезия

При такой форме заболевания пациент производит движения хаотичные, ненужные. Часто они имеют навязчивую и насильственную форму. Причиной появления гиперкинезии становится поражение нейронов мозжечка, таламуса, коры головного мозга, субталамического ядра, а также систем связи нейронов.

Движения при такой патологии могут быть как медленными, так и быстрыми. Это зависит от компонентов сокращения, которые преобладают. Под быстрыми сокращениями подразумеваются судороги, тики, дрожание и др.

Самым распространенным быстрым движением являются судороги. Сокращения мышц возникают внезапно. Бывает два типа судорог:

Первый тип клонических судорог. Они появляются у пациента вследствие возбуждения коры или, в результате, воспаления в структуре пирамидной системы. Состояние характеризуется нерегулярными сокращениями некоторых групп мышц, которые имеют краткосрочный эффект. Сокращения происходят одно за другим, в течение небольшого отрезка времени. Классическим примером являются судорожные движения, которые можно заметить у больного, страдающего эпилепсией.

Тонические судороги. Причиной возникновения являются интоксикации, связанные с чрезмерным употреблением алкоголя или отравлением окисью углерода. Часто причиной является сильное возбуждение структур, расположенных под корой головного мозга. Характерными признаками состояний являются сокращения мышц, которые приводят к «замиранию» тела в вынужденном положении.

Тремор, или дрожание, представляет собой стереотипные ритмичные движения, возникающие из-за расслаблений и сокращений мышц. Состояния проявляются, когда поражается ствол мозга. Рассеянный склероз – стандартный пример. Примерами также могут быть интоксикации, связанные с ртутным или аммиачным отравлением. Вторая причина часто сопровождается печеночной комой.

Непроизвольные выразительные движения называются тиком. Очень часто они возникают на лице или в виде активной жестикуляции. У пациентов часто можно заметить дергающийся глаз, приподнимание бровей и прочее. Сокращения мышц происходят быстро и непроизвольно. Причиной тика становится поражение экстрапирамидной системы, в результате психофармакологических и психотравмирующих факторов.

Хорея – еще одно проявление движений, свойственное гиперкинезии. Движения носят насильственный, неконтролируемый характер. Мышцы сокращаются активно, поэтому движения обычно являются размашистыми. Хорея часто имеет наследственную форму — хорея Гентингтона, но также бывают случаи приобретенного состояния. Они носят название «ревматическая малая хорея». В большинстве случаев состояние проявляется еще в детском возрасте.

Симптомы заболеваний развиваются постепенно. Поэтому родителям рекомендовано следить за «гримасничеством» детей и замечать любые изменения в движениях. Гиперкинез может начаться с судорог конечностей рук и затем переходит на другие типы мышц. У больного можно заметить подергивание туловища, руки, а также изменение походки. При тяжелых формах пациент не может стоять. Иногда подергивания касаются языка и мышц гортани, из-за чего происходят изменения в жевательной мускулатуре и нарушается речь.

Виды медленных гиперкинезов:

• Атетоз;
  • Спастическая кривошея;
  • Блефароспазм.

Самым распространенным состоянием является атетоз. Он проявляется в неустойчивости движений и отсутствии статичности в одном положении. Движения будут плавными, стереотипными. Их возникновение связано с активацией мышц агонистов и антагонистов. Довольно часто движения касаются пальцев рук, мышц лица, стоп. Пальцы рук могут отводиться и разводиться, принимая неестественные позы. Причинами развития такого состояния являются травмы, опухоли, интоксикации разного происхождения и нарушения кровообращения в мозге. У больного нет конкретной позы, движения регулярно меняются. Из-за этого пациент чувствует себя утомленным.

В процессе лечения любых нарушений движений специалисты используют такие методы терапии: