Мануальная терапия

Формирование «телесного» интеллекта является важным этапом для сознательного управления телом. Точное и эффективное движение, как и отсутствие боли, возможно при корректном восприятии и представлении собственного тела нашим мозгом. Поэтому основной задачей реабилитации является восстановление адекватной чувствительности, моторного контроля и взаимодействия этих факторов.

Когда есть нарушение моторного контроля, подвижности суставов или мягких тканей (их объёма движения), это обязательно приведет к формированию патологического двигательного стереотипа, что станет причиной болевого синдрома. В свою очередь, боль является основным фактором нарушения объема движения, т.к. наше тело стремится закрепить безболезненное положение сокращая одни мышцы и расслабляя другие (формируя компенсацию), а это может привести к формированию триггерных-точек. Известно также, что боль в определенном сегменте делает его невидимым для мозга, т.е. сознательно управлять мышцами становится сложной, а иногда и непосильной задачей. При подобной длительной компенсации происходит формирование патологического круга.

Для безболезненного движения нам необходимы оптимальная длина и натяжение, гибкость и жесткость мягких тканей, которые лягут в основу корректного положения сустава, при котором нагрузка на костно-связочные структуры будет минимальна.

Чтобы улучшить восприятие и ощущение своего тела, необходимо давать кинестетические подсказки, а именно стимулировать проприорецепторы и механорецепторы кожи, фасции, мышц и сустава. Для этого мы можем использовать кинезиотейпирование, массаж, воздействовать на мягкие ткани с помощью IASTM-терапии (инструментальной мобилизации мягких тканей).

Улучшить скольжение, подвижность мягких тканей можно используя инструментальную мобилизацию мягких тканей, миофасциальный релиз через движение, мышечно-энергетические техники.

Восстановить двигательный стереотип и убрать боль в сегменте можно через выведение сустава в корректное положение с техниками Кальтенборна и Мейтланда, а также совместить движение и мобилизацию сустава – техники Маллигана.

Как вы видите, мануальные техники достаточно разнообразны, они могут учитывать достаточно обширный пласт нарушений и воздействовать непосредственно на значимый сегмент будь то мягкие ткани, сустав или моторный контроль. Мануальные техники могут выступать как самостоятельный терапевтический метод, так и быть дополнением двигательной терапии.