Реабилитация после спортивных травм

Особенность реабилитационной программы после спортивных травм вытекает из специфического травматического механизма. Спортивная травма характеризуется изменением функций и анатомических структур под воздействием физического фактора, который превысил физиологическую прочность ткани, возникшего в результате занятий спортом.

Чаще всего люди, интенсивно занимающиеся спортом, имеют повреждения мышечных и соединительных тканей, что требует специфической терапии и периода восстановления с врачебным контролем. Сложность реабилитационного периода у спортсменов, в отличие от остальных пациентов, заключается в специфических паттернах (стереотипах) движения, которые, за счет многократного повторения, сложно перестроить или изменить.

Спортсмену необходимо развивать способность к равновесию, дифференцировке силы и амплитуды движения, ориентированию и перестроению двигательных действий, ритма. Точное и эффективное движение возможно при корректном восприятии и представлении собственного тела нашим мозгом.

Влияние физических нагрузок на организм определяется целым набором факторов – амплитудой, скоростью (интенсивностью) движения, наличием или отсутствием отягощения, количеством и величиной задействованных мышечных групп.

Систематическая передача нервных импульсов от моторной (двигательной) коры к двигательным нейронам приводит к координированному сокращению мышц — это то, что лежит в основе моторного контроля. Благодаря ему происходит контроль мобильности (способности свободно и легко выполнять активное и пассивное движение ) и стабильности (устойчивости к внешнему воздействию).

Когда есть нарушение моторного контроля, подвижности суставов или мягких тканей (их объёма движения), это обязательно приведет к формированию патологического двигательного стереотипа, что станет причиной болевого синдрома. В свою очередь, боль является основным фактором нарушения объема движения. Так происходит формирование патологического круга.

Для точного и эффективного движения нам необходимы оптимальная длина и натяжение, гибкость и жесткость мягких тканей, корректное положение сустава. Сочетание этих факторов определяет понятие «центрация сустава». Центрация сустава обеспечивает нейтральную зону, т.е. положение в пределах размаха движений определенного сегмента, при котором нагрузка на костно-связочные структуры минимальна. В нейтральной зоне нагрузка на межпозвонковые диски, мышцы и связочный аппарат распределяется равномерно, что повышает их устойчивость к механическим нагрузкам и обеспечивается наиболее безопасное положение.

Так, скелетные мышцы являются активными ограничителями (стабилизаторами) движения, а связочный аппарат является пассивным ограничителем движения, и его вклад возрастает по мере приближения к крайним точкам амплитуды движений.

У спортсменов нагрузка носит циклический характер. Это означает, что последовательность движений, составляющих один цикл, многократно повторяется (будь то упражнение, толчок или рывок), все циклы одинаковы и следуют один за другим. Поэтому важно соблюдение корректной позиции суставов. При выходе диапазона движения за границы нейтральной зоны (от 5% до 50% растяжения мышцы) формируются условия для травмы повторного напряжения (от хронического воспаления до разрыва мышцы или сухожилия). Нарушение упругости и эластичности мягких тканей оказывает прямое воздействие на центрацию сустава. Триггерные точки (острая точечная боль) и нарушение тонуса мышц также могут быть признаком нарушения центрации сустава.

Поэтому основной задачей реабилитации является восстановление адекватной чувствительности, моторного контроля и взаимодействия этих факторов.

Наибольшее влияние на моторный контроль оказывают сенсомоторные упражнения и ритмическая стабилизация, цель которых — сохранять устойчивое положение и продолжать выполнение движения, т.е. активировать наибольшее количество проприорецепторов. Такие упражнения выполняются с использованием нестабильной основы через активацию Core (центр, глубокие мышцы стабилизаторы).

Классификация спортивных травм по их характеру

• Хронические – повреждения, развивающиеся по причине постоянных нагрузок или повторного травмирования
  • Первичные – полученные пациентом впервые
  • Повторные – травмы, полученные в одном и том же месте несколько раз, что приводит к хронической форме