Послеродовое восстановление

Для женщины материнство является счастьем, но часто оно связано с болями послеродового периода, которые являются последствием акушерских травм. Также женщины часто сталкиваются с болями в спине и шее, повышенным чувством тревожности, лишним весом, перепадами настроения и другими симптомами.

Для женского организма состояние беременности и процесс родов является серьезным стрессом, который затрагивает не только физическое, но также психоэмоциональное состояние. Чтобы организм женщины восстановился после родов, должно пройти несколько лет. Программа реабилитации, которая организована в нашей клинике, призвана помочь не только молодым мамам, но также женщинам, которые познали радость материнства 3-5 лет назад.

Следует разобраться, какие изменения характерны для организма женщины в период вынашивания ребенка. Изменения являются системными, влияют они на связки, мышцы, суставы и позвоночник. Процессы происходят естественным образом, так как они являются закономерными. Именно благодаря этим изменениям женщина может выносить и родить здорового ребенка. Расслабление связок и сухожилий происходит благодаря активной работе гормонов: эстрогена, релаксина, прогестерона. Подвижность костей таза увеличивается, на животе появляется белая линия. Диаметр таза увеличивается благодаря этим изменениям, что способствует будущей родовой деятельности.

Начиная с 10-й недели вынашивания плода, появляется размягчение сочленений, что продолжается даже на 12 неделе после родов. Если во время беременности или родов происходит расхождение лонного сочленения (РЛС), то это вызывает симптоматический диастаз. До 10 мм расхождение допустимо, но если он превышает 14 мм, то это часто приводит к разрывам крестцово-подвздошных сочленений. Патология не является распространенной. По статистике, она поражает до 2,8 % женщин. Более частыми проблемами являются боли в области лобкового симфиза. Их выявляют у 22-37,5% пациенток, однако диастаз выявляется не во всех случаях.

РЛС приводит к ухудшению качества жизни и ограничению функциональных возможностей женщин. По этой причине уход за малышом становится сложным и даже невозможным. Симптомами такого заболевания являются:

• Болевой синдром в ярко выраженном состоянии, что не дает возможность двигаться и даже стоять;
  • Появление признаков нестабильности таза, которые проявляются в первые дни после родов;
  • Болевые ощущения локализируются в области лона или крестца. При ходьбе и других видах сгибания тазобедренных суставов боль усиливается;
  • Боли появляются в нижних конечностях и пояснице. При попытке сменить положение тела они становятся интенсивнее.

При ряде случаев вместе с РЛС образуется висцеральная патология малого таза. Это приводит к необходимости использовать мультидисциплинарный подход во время диагностики и выбора лечения. К этим процессам привлекаются акушер, ортопед, уролог, проктолог и другие врачи. Если пациентки перенесли разрыв лонного сочленения, то есть риск его повторного появления при повторных родах. В зоне риска также находятся пациентки, у которых ожидаются многоплодные роды.

Чаще всего для диагностики заболевания используется УЗИ или рентгенография в прямой проекции.

Лечение

Для лечения используются консервативные варианты лечения. Если ширина диастаза достигает более 30 мм, то это является показанием для проведения операции. Другими показаниями для хирургического вмешательства будет наличие открытых повреждений, разрывов, урологических расстройств и отсутствия результата от терапии.

Применение метода электротерапии позволяет уменьшить боль, а исследования показали, что данный метод помогает сократить и время восстановления. Двигательная терапия – это ключевой способ консервативного лечения. Для этого применяются методы DNS, Neurac и PNF.

Двигательные методы восстановления направлены на то, чтобы укрепить мышцы передней брюшной стенки, бедер и тазового дна. Также упражнения позволят восстановить тонус, который был утрачен в период вынашивания плода. Используются комплексы упражнений, направленные на лечение дисфункции симфиза, крестцово-подвздошных сочленений и диастаза белой линии живота. Двигательные упражнения должны начинаться с активации поперечной мышцы живота, а затем передней брюшной стенки, приводящих мышц бедра и промежности. Выполняются упражнения в положении лежа в сочетании с дыхательной терапией. Как только уменьшается боль, к методам терапии добавляются динамические упражнения в виде приседаний на стул, поворотов, а при восстановлении способности к поддержке вертикального положения тела добавляются упражнения, связанные с ходьбой и подъемами тела со стула.

К двигательной терапии также добавляются упражнения с использованием сенсомоторной подушки и мяча. Упражнения направлены на растяжку портняжной мышцы, сгибательных соединений голени и бедра, а также упражнения в виде позиционирования с опорой на локти и носки из положения на животе; на локти и внешний край стопы из положения на боку.

Чтобы пройти программу восстановления после родов, нужно уделить внимание упражнениями, которые являются укрепляющими и стабилизирующими. Суть терапии в том, чтобы усилить глубокую мускулатуру тела (поперечную мышцу живота и поясничные многораздельные мышцы). За счет этого произойдет возобновление функции позвоночника и динамической стабильности. Нейромышечный механизм стабилизирует состояние таза.

Исследования, связанные с изучением влияния комплексной терапии на анатомические и физиологические особенности, показывают, что при укреплении поперечной мышцы живота уменьшается растяжимость крестцово-подвздошных сочленений и устраняются симптомы, связанные с РЛС.

Для проведения реабилитации в послеродовой период в нашей клинике используются такие методы:

• Терапия Neura;
  • Двигательная терапия;