Головная боль

Головная боль напряжения

Головная боль напряжения — боль средней и сильной интенсивности во всей голове или в отдельной ее части. Головная боль напряжения часто является результатом стресса или неправильного положения тела, вызывающего напряжение мышц головы и шеи. 90% взрослых людей страдают от головных болей в висках, затылках, лбе. Чаще всего они возникают из-за резкого сжатия мышечного каркаса головы – мозговая оболочка, артерии и вены раздражаются. Длительные приступы головной боли или мигрень (сильная, выматывающая боль в одной половине головы) – повод обратиться к врачу.

Типы боли

В медицинской практике выделяют два основных вида болевого синдрома:

• Первичный: источник боли не удается обнаружить при диагностике, она становится самостоятельной болезнью.
  • Вторичный (симптоматический): боль – это последствия заболеваний, к примеру, гипертонической болезни, снижения внутричерепного давления, сотрясения, отравления, нарушения обмена веществ.

В зависимости от частоты появления эпизодов боли, выделяют основных 3 вида:

1. Нечастая эпизодическая ГБН (ЭГБН). Для нее характерно в среднем <1 приступа ГБ в месяц и ≤12 дней с ГБ в год.
  2. Частая ЭГБН — ≤15 дней с ГБ в месяц и ≤180 дней с ГБ в течение года.
  3. Хроническая ГБН (ХГБН) — >15 дней с ГБ в месяц (или >180 дней в течение года).

Симптомы головной боли напряжения

• Боль обычно двусторонняя, носит сжимающий или давящий не пульсирующий характер, нередко по типу «обруча» или «каски»
  • Присутствует ощущение давления в глазах
  • Эпизоды продолжительностью от 30 мин до нескольких суток
  • Частота эпизодов может быть разной как у разных людей, так и у одного человека в разные периоды жизни
  • Хроническая ежедневная головная боль приводит к выраженной дезадаптации
  • Каждая форма ГБН подразделяется на два подтипа: с вовлечением перикраниальных мышц (чувством скованности головы, напряжения в мышцах затылка и шеи); без вовлечения перикраниальных мышц
  • Может беспокоить тошнота, не приводящая к рвоте, и снижение аппетита
  • Может появляться вскоре после пробуждения и присутствовать на протяжении всего дня, то усиливаясь, то ослабевая.

Предрасполагающие факторы к головной боли напряжения:

• неудобная поза во время работы или сна
  • плохое качество ночного сна: сложность засыпания, раннее пробуждение, беспокойный сон
  • эмоциональный стресс, повышенная тревожность, депрессия
  • демонстративные особенности личности
  • триггерные мио­фасциальные точки в мышцах шеи
  • Вегетативные проявления: тахикардия, эпизоды повышения артериального давления, повышенная потливость, дискомфорт в животе

Как лечим головную боль

Курс состоит из:

• консультации терапевта;
  • обследований;
  • назначения медикаментов;
  • краниосакральной терапии (или других методов лечения, воздействующих на источник боли).

Лечение головной боли напряжения:

Приоритет «Алеф» — выяснить причину болезни, чтобы вам не пришлось пить обезболивающие препараты всю оставшуюся жизнь, и научить избегать риск-факторов, влияющих на возникновение головной боли.

Мигрень

Мигрень — хроническое неврологическое заболевание, для которого характерны приступы пульсирующей, чаще односторонней головной боли, которые усугубляются физической активностью и связаны со светобоязнью, повышенной чувствительностью к звукам, тошнотой, рвотой.

Для эпизодической мигренозной боли характерны:

• Приступы, длящиеся 4–72 ч без лечения или не реагирующие на лечение
  • Умеренная или выраженная интенсивность боли
  • Одностороннее расположение и пульсирующий характер головной боли
  • Головная боль усиливается или требует прекращения выполнения обычной физической нагрузки (например ходьба или подъем по лестнице)
  • Головная боль сопровождается тошнотой и/или рвотой
  • Повышенная чувствительность к свету и звукам

Для хронической мигренозной боли характерны:

• Приступы, длящиеся ≥15 дней в месяц в течение >3 мес
  • Приступу предшествует так называемая “аура” (шум в ушах, нарушение зрения, неприятные ощущения в разных частях тела и т.д.)
  • Остальные симптомы подобны эпизодической мигренозной боли

Предрасполагающие факторы к мигрени:

• Генетическая предрасположенность
  • Стресс, повышенная утомляемость, чувство голода
  • Посттравматическим стрессом и вредные привычки
  • У женщин гормональные факторы такие как: менархе, прием оральных контрацептивов, беременность, перименопауза и менопауза

Лечение мигрени:

Тригеминальная вегетативная цефалгия

Тригеминальная вегетативная цефалгия сочетает в себе как черты головной боли, так и типичные черты краниальных парасимпатических невралгий.

Для тригеминальной вегетативной цефалгии характерны:

• Частота приступов от 1 раза в два дня до 8 раз в сутки
  • Наличие четко очерченных более или менее кратковременных приступов строго односторонней интенсивной головной боли
  • Локализация, как правило, в глазничной, надбровной и/или височной области
  • Наличие односторонних вегетативных симптомов на стороне боли: инъекция конъюнктивы, слезотечение, заложенность носа, ринорея, выступание капель пота на половине лица, миоз, легкое опущение и отек века
  • Во время приступа может отмечаться двигательное беспокойство и ажитация (возбужденное состояние)
  • Может наблюдаться нарушение болевой, тактильной и температурной чувствительности (как снижение, так и гиперчувствительность) кожи в зоне иннервации тройничного нерва справа, более выраженные в зонах I и II ветвей
  • Ограничение открывания рта, движений нижней челюсти, движений в шейном отделе позвоночника, особенно ротации, форсирование которых спровоцировало приступ
  • Мышечно-тонический синдром верхней порции трапециевидной, ременной, большой задней прямой и полуостистой мышц с двух сторон с выраженным миофасциальным синдромом правой нижней косой мышцы, пальпация которой вызывала типичный для пациента симптомы

Предрасполагающие факторы к тригеминальной вегетативной цефалгии:

• Инфекционные заболевания
  • Поражение сосудов шеи и головы
  • Нарушения циклических гормональных сдвигов, нейроэндокринных, температурных, артериального давления и др.
  • Неврит лицевого нерва
  • Остеохондроз шейного отдела позвоночника, нестабильность шейного отдела позвоночника, сглаженность шейного лордоза
  • Артроз височно-нижнечелюстного сустава

Лечение тригеминальной вегетативной цефалгии